Медведица-оборотень (bjorn_varulv) wrote,
Медведица-оборотень
bjorn_varulv

Ключ к пониманию

Прочитала книгу Уильяма Стиллмэна "Дар аутизма. Раскрытие секретов мудрых сердцем".
Перевод корявый, местами с ужасными ляпами, - к сожалению, я не владею английским в такой мере, чтобы читать в оригинале. Тем не менее, всем рекомендую прочесть хотя бы в переводе!
Это однозначно лучшая, наиболее глубокая и смелая из прочитанных мной на сегодняшний день книг по тематике РАС.
У автора есть и другие книги, а по одной из них был снят документальный фильм.

Мне очень понравился образный фрагмент, показывающий разницу восприятия реальности между аутистом и нейротипичным человеком.

Огромное число аутистов говорят о том, что испытывают ощущение разобщенности со своим физическим телом; может быть нелегко представить эту нескоординированность, которая является уделом многих аутистов и выражается в том, что их собственные тела самовольно отказываются подчиняться импульсам, посылаемым мозгом, чтобы они могли двигаться, говорить и т. п. В подобных условиях координация движений конечностей и мышц аутиста требует невероятных, сознательных и волевых усилий, что в лучшем случае выглядит неуклюже и в конце концов крайне утомительно – физической оболочке человека необходима напряженная концентрация, чтобы осуществлять то, что с легкостью и неосознанно осуществляется нейротипичными людьми (один мой друг-аутист, описывая ощущения своего тела, сравнивает его с «цементом»). Фундаментальный принцип – «презумпция интеллекта» – подразумевает, что, подобно человеку с диагнозом «церебральный паралич», аутист обладает совершенно неиспользуемыми возможностями. С точки зрения непосвященных такой человек является глубоко ущербным и может по ошибке получить ярлык умственной отсталости, синдрома Туретта или даже слабоумия.

Если вам незнакомо дегенеративное нервно-мышечное расстройство – паралич, тик и тремор, вызываемые болезнями Хантингдона, Паркинсона, рассеянным склерозом, БАС (он же болезнь Лу Герига) – тогда вы вряд ли сможете себе представить, что это такое. Однако вам все же приходилось испытывать на себе последствия подобного нарушения связи между мозгом и телом, если вы когда-либо просыпались посреди ночи с неприятным ощущением от того, что ваша рука перестала снабжаться кровью и как будто онемела или «заснула» – вот это ощущение, в принципе, и понимается под «цементом». И до тех пор пока ваш мозг не пожелает, чтобы непокорная конечность задвигалась, она не пошевелится. Теперь представьте, каково ощущать такой вот ночной «паралич» на нескольких конечностях сразу – или даже в гортани – и что при этом кто-то упрямо настаивает на том, чтобы вы следовали указаниям и продолжали что-либо делать своими конечностями (более мягкий вариант такой ситуации возникает, когда мы теряем дар речи, заикаемся или путаемся в словах или никак не можем избавиться от привязчивой песенки, звучащей в голове). Помню, когда я был студентом, преподаватель физкультуры ругал меня за то, что я не мог сделать «колесо» с левой руки: я мог еще кое-как проделать это в правую сторону, но был не в состоянии заставить свои непокорные конечности осуществить то же самое в левую сторону.

Для большей наглядности попробуйте проделать следующее упражнение и в процессе почувствуете, что такое «аутизм», а именно рассогласованность тела и мозга – «зависание», которое мешает вашему телу осуществить то, на чем настаивает ваш мозг. Для начала положите себе на макушку бумажный планшет и держите его так, чтобы он лежал параллельно потолку, и возьмите в ту руку, которой обычно пишете, карандаш, ручку или что-нибудь подобное. Далее попросите кого-нибудь читать вам нижеследующую инструкцию, быстро и без остановок. Вы должны постоянно следить за своими действиями и не произносить при этом ни слова.

● Начните с того, что нарисуйте в верхней части планшета маленький ровный круг – это будет голова снеговика.

● Теперь в нижней части планшета нарисуйте большой круг – основание снеговика.

● Теперь вернитесь к голове снеговика и нарисуйте на ней черный цилиндр.

● В промежутке между маленьким и большим кругами нарисуйте круг среднего размера – это будет туловище снеговика.

● Теперь снова вернитесь к голове и в правой ее части нарисуйте кусочек угля – глаз снеговика.

● С левой стороны туловища нарисуйте ветку – руку снеговика, чтобы она заканчивалась в виде пальцев, держащих метлу.

● Ровно в том месте, где соприкасаются маленький и средний круги, нарисуйте шарф, обмотанный вокруг шеи снеговика, чтобы его концы развевались по ветру вправо.

● Нарисуйте второй глаз в левой части головы снеговика и точно посередине между глаз нарисуйте нос-морковку.

● С правой стороны туловища нарисуйте еще одну ветку-руку, чтобы на ней сидела птичка – породу выбирайте сами, – причем ровно посередине ветки.

● Нарисуйте улыбку на лице снеговика.

● Теперь нарисуйте маленькую елочку, стоящую слева от снеговика.

● Прекратите рисовать.

● Теперь можете взглянуть на свое художественное произведение.


Когда закончите веселиться (или грустить) по поводу того, насколько непохоже на снеговика то, что вы нарисовали, давайте обсудим – о чем вы думали и что чувствовали во время выполнения этого упражнения: это было недовольство, раздражение и/или унижение? Сводило ли вас с ума, что нельзя попросить своего инструктора повторить указания или хотя бы читать помедленнее? Как насчет смятения из-за того, что вы получали информацию в последовательности, отличной от той, которую вы сочли бы логичной? Если вы сдались на полпути, то если бы у вас были какие-либо задержки в развитии, вас бы назвали «неподдающимися обучению». А что если бы от качества вашей работы зависела оценка… или зарплата? Даже при столь непоследовательных указаниях, ваш мозг все равно перерабатывал информацию; экстремальные условия выполнения задания заставляли ваше тело напрягаться, рисуя на бумаге необычным и неудобным способом – совершенно не похожим на тот, к которому вы привыкли. Мыслительный процесс был задействован в этом упражнении в гораздо меньшей степени, в основном это была демонстрация физической неспособности нарисовать простой рисунок.

Теперь представьте обратный вариант бытия, при котором умственная деятельность доминирует над физической – так существуют многие аутисты, свободные от оков эго. Некоторым из вас наверняка удавалось достичь подобного состояния сверхсознания посредством молитвы или медитации; другим, возможно, случалось впадать в него, принимая душ, возясь с растениями в саду, наслаждаясь прогулкой или пробежкой, проезжая по знакомому пути, будучи прикованным к постели из-за болезни или перед отходом ко сну – когда разум расслаблен и функционирует в режиме автопилота: вы больше не сосредоточены на физической стороне существования, то есть необходимости удовлетворять потребности своего тела – вместо этого вы ощущаете поток сознания, не требующий от вас никаких усилий: вас могут посещать будоражащие, вдохновенные мысли и образы, вы можете даже разрешить какую-то проблему, обработав информацию в условиях этого уникального состояния. Мы ежедневно жертвуем с этой целью огромным количеством времени и делаем это помимо воли: мы засыпаем, и эту необъяснимую потребность во сне можно сравнить с вынужденной медитацией – сны подобны видениям верующих. Сон погружает нас в первобытный покой, что происходит и с монахом, и с гуру, и с аутистом – в то состояние сознания, которое, по мнению многих, независимо от смертного физического тела, то неизбежное изменение динамики человеческого существования, при котором чистая мысль доминирует над физической оболочкой.

Представьте, что вы по обыкновению живете на этом уровне сознания, весьма отрешенно от физического плана, в непрерывной, похожей на сон медитации, вибрируя на иной частоте и воспринимая жизнь окружающего мира как смену узоров стеклышек в калейдоскопе. Теперь представьте, что существуете на этом уровне, погружаясь в бесконечный поток сознания, который можно определить как божественный, и как другие упорно пытаются вырвать вас оттуда и опустить на грешную землю, вернуть к реальности, чтобы вы рисовали снеговика у себя на голове, мучительно добиваясь совершенства в этом начинании.

Пожалуйста, только поймите меня правильно: я не утверждаю, что мы, кому приходится ухаживать за аутистами, должны позволять им дрейфовать на просторах этого уровня день напролет – это не будет настоящей жизнью ни для кого из нас, всем нам нужны некие обязательства и ответственность, чтобы иметь возможность приносить какую-то пользу. Я лишь предлагаю компромисс: нам надлежит наблюдать за своими близкими-аутистами с той лишь целью, чтобы искусно облагораживать их опыт – а не лечить их – тогда, когда это требуется, не лишая их права на эстетические впечатления и высокие мысли, которые обычно душат в корне во имя «нормализации». В стремлении к последней, боюсь, мы рискуем загубить ту восприимчивость, которая способствует расцвету божественной одаренности. Именно это имел в виду доктор Чопра, когда писал: «Мы сами заблокировали доступ в эту реальность, упрямо настаивая на доверии своим пяти чувствам и забывая о том, что можно видеть глазами души».



Tags: аутизм, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments