Медведица-оборотень (bjorn_varulv) wrote,
Медведица-оборотень
bjorn_varulv

Захваты и застройка лесных земель

В Интернете скачала книгу "Как пожаловаться на беспорядок в лесу и добиться его устранения". Я бы сказала, что книга исключительно полезная - там всё объясняется понятным языком и даются рекомендации, что предпринимать в каждом конкретном случае, как общаться с чиновниками.
Книга в формате .pdf, поэтому привожу здесь только одну главу, о захвате и застройке лесных земель.

Массовыми нарушениями, особенно в окрестностях больших городов и в густонаселенных малолесных регионах России, стали захваты лесных земель и застройка лесов. Это давняя проблема, но произошедшие за последние годы изменения в лесном и земельном законодательстве в значительной степени ее усугубили. Действие нового Лесного кодекса вообще не распространяется или распространяется в неявном виде на некоторые категории лесов (например, на леса на землях сельскохозяйственного назначения) — то есть эти леса официально даже не считаются лесами. Кроме того, недавние изменения в законодательстве максимально облегчают как новое строительство в лесах, так и «легализацию» ранее произведенных захватов и застройки лесов.

Существует несколько основных вариантов новой застройки лесов или легализации старой.
 

Во-первых, это застройка лесов, на которые не распространяется действие лесного законодательства (например, лесов на землях сельскохозяйственного назначения), или которые целенаправленно выводятся из-под действия лесного законодательства (например, путем перевода их в земли поселений). Во-вторых, это застройка лесов, переданных в аренду для тех видов деятельности, которые, согласно новому Лесному кодексу, допускают строительство в лесах постоянных или временных сооружений. В-третьих, это просто захваты земельных участков и самовольная застройка лесов в надежде тем или иным способом легализовать эту застройку в дальнейшем.

С застройкой лесов бороться труднее, чем с остальными видами лесных нарушений — во-первых, из-за двусмысленности многих соответствующих положений лесного законодательства, во-вторых, потому, что застройщики часто обладают большими административными и финансовыми ресурсами. Для того, чтобы борьба с конкретным случаем незаконного строительства в лесах оказалась эффективной, крайне желательно добиться освещения проблемы в средствах массовой информации, лучше всего — федеральных. Лучше, если борьбой с незаконной застройкой будет заниматься не один человек, а целая инициативная группа — это важно не только с точки зрения достижения результата, но и с точки зрения личной безопасности участников этой группы. Борьба с незаконной застройкой лесов может потребовать длительной переписки с органами государственной власти, а в ряде случаев и консультаций специалистов в области лесного, земельного и водного законодательства.

В случаях незаконной застройки лесов самое большое значение играет фактор времени. Если строительство только планируется, во многих случаях можно добиться его отмены; если строительство уже начато — сделать это гораздо труднее; а если незаконное строение уже возведено, добиться его сноса и рекультивации застроенной земли, как правило, практически невозможно. В последнем случае можно и нужно добиваться не столько сноса строения, сколько того, чтобы виновные в незаконной застройке леса чиновники были выявлены и понесли заслуженное наказание.

Необходимо помнить, что незаконная застройка лесов не только является нарушением сама по себе, но и ведет к другим нарушениям. Прежде всего, к ним относятся ограничение права граждан на свободное и бесплатное пребывание в лесах (статья 11 Лесного кодекса РФ), и, если речь идет о застройке берегов, права на доступ к водоемам и общее пользование береговыми полосами (статья 6 Водного кодекса РФ). Эти ограничения являются самостоятельными нарушениями и должны рассматриваться отдельно. Более того — часто права граждан на доступ в леса или на береговую полосу нарушаются еще до начала какого-либо строительства, и даже до окончательного оформления права пользования соответствующим участком земли. Признание этих нарушений может способствовать предотвращению или остановке начатого незаконного строительства.

В случаях захватов и застройки лесов, ограничения прав граждан на доступ в леса и на береговые полосы водных объектов и на свободное и бесплатное пребывание там обращаться к представителям органов власти субъектов Российской Федерации, как правило, бесполезно — подобные нарушения прав граждан редко случаются без высокого покровительства. Как-либо исправить ситуацию могут только обращения сразу в федеральные органы государственной власти.

У разных вариантов захватов и застройки лесов есть свои особенности, которые надо учитывать при подготовке обращений в органы
государственной власти. Не всегда можно сразу установить, на основании чего производится строительство в лесах, возведение заборов или легализация уже существующих построек, но это, как правило, становится ясно при получении ответа. Особенности конкретных случаев можно использовать при подготовке повторных обращений.

Застройка лесов, на которые не распространяется действие лесного законодательства (лесов, расположенных вне земель лесного фонда, обороны и безопасности, особо охраняемых природных территорий и городских лесов). Следует отметить, что иногда может быть не вполне ясно, относится ли тот или иной участок леса к лесам, на которые распространяется действие лесного законодательства. Например, что такое «городские леса», Лесной кодекс не определяет, что часто позволяет городским властям считать или не считать тот или иной участок лесом, в зависимости от того, как им удобнее. Некоторые леса могут иметь переходный статус, т.е. находиться на какой-либо промежуточной стадии включения их в состав земель лесного фонда (чаще всего это относится к лесам, ранее находившимся во владении сельскохозяйственных организаций — так называемым сельским лесам). В любом случае, если лес не находится на земле той категории, на которую в явном виде распространяется действие Лесного кодекса, он как бы официально не считается лесом, и существующие требования к сохранению лесов и ограничения на их застройку на этот лес в явном виде не распространяются. В связи с этим в подобных случаях труднее всего добиться предотвращения застройки. Следует помнить, однако, что право граждан на доступ в леса распространяется на все леса на любых категориях земель, а право на общее пользование береговыми полосами распространяется вообще на любые земли — то есть ограничение свободного доступа граждан в леса является прямым нарушением их прав.

Включение лесов в границы прилегающих населенных пунктов с последующим переводом их в земли поселений.
В случае, если земли, занятые лесом, включаются в границы населенных пунктов и потом переводятся в земли поселений, они выпадают из сферы деятельности лесного законодательства, и местные власти получают право использовать их по своему усмотрению, в том числе отдавать под застройку.

Однако, в соответствии с Земельным кодексом РФ, перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществляется только Правительством РФ (поскольку все земли лесного фонда, согласно Лесному кодексу, находятся в федеральной собственности). Все земли, ранее находившиеся в ведении лесхозов Федерального агентства лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда до тех пор, пока федеральным правительством не принято решение об их переводе в иные категории земель.

Соответственно, любые решения местных или региональных властей о переводе земель лесного фонда в иные категории земель и в региональную или муниципальную собственность незаконны. Они не могут служить основанием для огораживания и застройки этих земель. Во всех подобных случаях необходимо добиваться отмены решений об изъятии земель из состава земель лесного фонда.

Аренда лесов в целях последующей застройки. Новый Лесной кодекс обеспечил возможность застройки лесов (в том числе защитных) даже без требовавшегося ранее перевода лесных земель в нелесные. Поскольку аренда для некоторых видов пользования (например, в рекреационных целях) допускает возведение временных (без определения того, что означает слово «временные») или постоянных сооружений в лесах, застройка лесов возможна через аренду. Тем самым создаются условия для значительно более массовой, чем раньше, застройки лесов в густонаселенных районах страны, в особенности в окрестностях крупных городов.

Но закон о введении в действие Лесного кодекса запрещает предоставление гражданам участков земель лесного фонда для индивидуального жилищного или гаражного строительства, дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Таким образом, возведение на землях лесного фонда, предоставленных в аренду, коттеджей и иного индивидуального жилья, дач, гаражей и тому подобных объектов является незаконным.

Кроме того, в подавляющем большинстве случаев передача лесов в аренду допускает возведение лишь временных построек. Есть отдельные специфические случаи, когда Лесной кодекс допускает возведение постоянных построек или когда его требования в этом отношении не ясны, но в целом возведение капитального строения на участке лесного фонда, переданного в аренду, практически всегда незаконно.

Самовольная застройка лесов. Застройка лесов без каких бы то ни было разрешительных документов — явление не очень частое,
хотя и встречающееся в реальной жизни. Даже если у застройщика нет никаких документов, он, как правило, действует на основании каких-то договоренностей с ответственными чиновниками, и в расчете на то, что возведенные им строения будут рано или поздно как-то легализованы. Это означает, что такой застройщик однозначно является нарушителем, совершает незаконное действие, но при этом он вполне может пользоваться покровительством со стороны тех, кто по долгу службы обязан предотвращать подобную застройку. Поэтому даже в случае явно самовольной застройки леса надо действовать так же, как будто у застройщика
есть документы, разрешающие строительство, или как минимум возможность получить такие документы и легализовать строительство.

Ограничение свободного доступа граждан в леса. Арендаторы или другие пользователи иногда пытаются ограничивать доступ граждан
в арендованные леса путем возведения различных глухих заборов, ограждений или выставления охраны (иногда это может быть связано с планируемой застройкой, иногда — просто с желанием использовать лес исключительно для своих нужд). Однако, это абсолютно незаконно.

В Лесном кодексе сказано, что доступ граждан в леса может быть ограничен только в целях пожарной, санитарной безопасности
и безопасности граждан при выполнении работ. Также может быть закрыт доступ в лес, если он расположен на тех землях, доступ на которые ограничен федеральными законами (например, леса на землях обороны или особо охраняемых природных территориях). Во всех остальных случаях ограничение доступа граждан в леса прямо запрещено Лесным кодексом. Арендаторы же ни в каких случаях не вправе ограничивать доступ граждан в леса, даже в целях безопасности: такими полномочиями они не обладают.
При этом Лесной кодекс допускает возведение ограждений на территории лесопарковых зон. Однако, это допущение не означает возможность ограничения доступа граждан на территорию этих зон — право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах распространяется на все леса.

Соответственно, любое ограничение права граждан на пребывание в лесах, не связанное с обеспечением безопасности, с режимом земель обороны или особо охраняемых природных территорий, или введенное лицами, которым предоставлены лесные участки (на-
пример, арендаторами) — незаконно и требует вмешательства правоохранительных органов.

Лесной кодекс РФ, статья 8

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности

Земельный кодекс РФ, статья 8

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: ... земель, на-
ходящихся в федеральной собственности — Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», статья 9, ч. 2

На землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Лесной кодекс РФ, статья 11

1. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
5. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
2) безопасности граждан при выполнении работ.
6. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.
8. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Водный кодекс РФ, статья 6

2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
6. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

 


Tags: борьба за лес, экология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment